понедельник, 14 октября 2013 г.

Про танго обучение

Недавно я прочитал одну статью про обучения йоге (кому интересно могут ознакомиться). А так же постоянно читаю замечательные посты про танго от Ольги Тавруевой в Фейсбуке и не менее замечательные комментарии к ним. И это побудило меня сформулировать то, чем я очень недоволен в современном состоянии обучения танго.



Существует два подхода к обучению: от общего к частному или от частностей к общему.

Первый подход замечательно практиковался в советской и российской школе (по крайней мере, когда там учился я), а так же, наверное, во всех ВУЗах всего мира. В начале предмета рассказывают о предмете изучения вообще. О чем он, какие в нем есть разделы и области знания, какие методы изучения, течения школы и направления. Потом начинали изучать эти разделы и в каждом тоже сначала обрисовывали, что здесь изучается и уже затем переходили к частностям с той или иной детализацией. Например в химии мы узнаем, что это о веществах и о их взаимодействии и превращениях одних веществ в другие. Узнаем, что есть органическая и неорганическая. Мы учим, что есть химическая реакция, ее признаки, классификации, смотрим примеры.

То есть в начале прорисовывается все дерево знания, а потом начинают детализировать отдельные его ветви. Это позволяет (особенно студентам и ученым), зная в общих чертах всю картинку сосредоточиться на отдельных ветвях знания. Позволяет сразу выбрать интересующие статьи или курсы по интересующим разделам.

Примером противоположного подхода может случить (судя по статьям в интернете) западная начальная школа. В ней мы сначала изучим, что если кинуть вот этот порошок вот в эту жидкость, то будет выделяться газ - прикольно! А потом мы узнаем, что порошок называется карбонат натрия, а жидкость - соляная кислота. А потом мы что-нибудь поджигаем, щупаем, пробуем на вкус. И в конце находим в этом сходства, создаем классификации и у нас в голове должна сложиться система, которая и оказывается химией. Видимо это тоже может работать. Но надо гарантировать, что ученик прослушает курс до конца, так как в обрывочных начальных знаниях еще не видно леса. К тому же нельзя сразу узнать о всех разделах и понять, что именно стоит углубить, то есть это может работать, если есть четкое знание, что именно и в каком объеме необходимо знать и это не выбор ученика, а воля учителя. То есть к начальной школе вполне подходит, но область применения подхода очень ограничена.

А что в танго? В танго тоже можно идти с двух сторон.

Можно сразу обрисовать, что есть что в танго, и что там важно, а что нет. И сколько всего надо освоить, чтобы танцевать. Сразу рассказать ученикам, что в танго есть работа с собственным телом (постура, баланс...), взаимодействие с партнером (контакт, обмен энергией, ведение и следование...), музыкальность (простое попадание в базовый ритм, игра с ритмическим рисунком, мелодические части, добавление своего...), поведение на милонге (кабесео, одежда и парфюм, линия танца, общепринятые и спорные правила поведения...), характерные фигуры и элементы (шаг, очо, хиро, болео, валькады, кольгады...), стиль танцевания (салон, милонгеро, новые стили, стили разных школ и разных танцоров...). И далее можно уже строить занятия развивая и углубляя все это. Структурно, раз за разом, прорабатывая эти части, акцентируя внимание над чем мы работаем сейчас, что нужно развить, чтобы научиться, какие упражнения и сколько нужно делать.

Развитие такой стройной системы могло бы внести ясность в обучение. Дать примерный ответ на вопрос "когда я научусь" от новичка. Правильно указывать темы занятий и правильно выбирать семинары, на которые стоит пойти.

Могло бы... Но что мы имеем?

А имеем мы во всей красе второй путь. Когда нас учат сначала ходить, потом ставят в объятье и дают простейшую фигуру, которую мы пытаемся шатаясь повторить. Ученики быстро открывают для себя наличие "крутых" фигур на ютюбе и не зная общей "карты танго" делают вывод, что это и есть мастерство и пытаются освоить болео в первую очередь.

Никто не понимает, что нужно сделать, чтобы начать танцевать, пока не пройдут годы. Поведение на милонгах не отрабатывается вообще, поэтому мы имеем приглашение "с руки", ужасный трафик и болео в боку у соседней пары. Потом у редких пробившихся счастливчиком создается некая кривая и искаженная схема танго, но уже с более менее всеми основными элементами и вот тут делается первая попытка поизучать танго системно.

Выбираем семинары, но при этом создается впечатление, что большая часть преподавателей вообще не понимает, чему они приехали учить и зачем. Не декларируется, что является целью занятия и с чем человек оттуда выйдет, да и не только не декларируется, кажется, что преподаватели этого не знают сами. Они просто чему-то пытаются учить, но сами еще не поняли чему. Чему-то имеющему отношению к танго.

Темы семинаров почти не соответствуют тому, что на них происходит или связи не очевидны. Более менее коррелируют только названия движений. То есть, если в теме занятий есть "болео", то "болео" мы почти наверняка увидим, а вот если тема "взаимодействие с музыкой в паре" то это может быть что угодно, от связки, в которой будет предложено не только ее сделать, но и попасть в музыку (в последние 5 минут оставшиеся после изучения самой связки), до лекции про то, какие ритмические рисунки бывают в танго музыке.

Получается, что это все те же частности, а общесистемного подхода - нет. Поэтому ходишь и слушаешь одно и то же от разных людей, пока каким-то чудом не отыщешь новый элемент танго дерева среди кучи этих семинаров. Напоминает одинаковые фигурки из "киндерсюрприза", где надо купить огромную кучу яиц, чтобы найти редкий образец, а в основном будет попадаться одно и тоже.

Кто-то пробивается и через это и уже имеет коллекцию преподавателей, у которых хоть что-то можно поизучать более или менее системно. Но все это вопреки, а не благодаря обучению.

Радует, что в последнее время многие как-то стали задумываться над наведением порядка в этом хаосе знаний. Но пока их голоса очень слабы и едва заметны в стройном хоре продавцов танго элементов, из которых предлагается собрать свое танго, если вы конечно сумеете отыскать все его элементы (а некоторые и разглядеть сложно даже в упор, так они замаскированы от взгляда обычного человека). Кроме того, так как они сами собирали свое танго тоже таким же образом, то элементы продаваемые ими могут быть фальшивыми и никак не встраиваться, или искажать образ танго, превращая его в уродливого мутанта (мутант может быть прекрасным, если его делать с умом и знанием дела, как эксперименты по объединению танго и контактной импровизации, сделанные профессионалами и в том и в другом, например).

Вот такое у меня видение танго сложившееся за мои годы вращения в этих кругах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий